В гостях у Марии Гамбарян |
![]() |
![]() |
![]() |
Автор: Татьяна Ку | |
20.06.2009 02:00 | |
В гостях у Марии ГамбарянИсточник: http://www.epochtimes.ru/content/view/25023/54/
Мария Гамбарян, заслуженная артистка России, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных, считается одной из лучших исполнителей и интерпретаторов музыки Шопена. По мнению коллег, имеет свой почерк, свое лицо, представляет гордость лучшей пианистической школы. Продолжая старые добрые традиции, переданные ее бабушкой, княжной Ниной Бейбутовой, она проводит у себя дома музыкальные салоны. Я испытала особый трепет и внутреннее волнение, когда переступила порог дома известной пианистки Марии Гамбарян, где собралась интеллектуальная элита на музыкальный вечер. Предвкушение встречи с прекрасным, знакомства с чем-то новым, неведомым, не покидало меня, и я не ошиблась. Будучи не знакома с Марией Степановной я решила подготовиться перед встречей, узнать, что же пишут люди, хорошо знакомые с ней и ее творчеством.
«Мария Гамбарян – высокоодаренная пианистка, обладающая тонким художественным вкусом, певучим звуком, артистическим темпераментом и великолепными виртуозными данными»- так тепло высказался о пианистке Лев Оборин. Позже выскажутся и другие замечательные музыканты, особо выделяя глубокий, ясный, поэтичный «гамбаряновский» звук. Гостей было немного, но с самого начала чувствовалась атмосфера особой доброжелательности, желания пообщаться, обменяться взглядами на искусство, насладиться музыкой и беседой. В тот вечер звучали и сольное пение, и чтение своих стихов самими авторами, гостями вечера, и, конечно же, прекрасная музыка Шопена, Глинки, Скрябина, Комитаса в исполнении хозяйки вечера. Мне удалось увести хозяйку ненадолго от гостей и задать несколько вопросов. - Мария Степановна, то, что мы услышали сегодня в вашем исполнении, было великолепно. Расскажите, пожалуйста, как началось увлечение музыкой? М.Г.: Не так рано, как у других музыкантов. Мое детство пришлось на период ранней стадии советизации, мои мама и папа были заняты наукой. Отец создал политехнический университет в Ереване, тогда в Армению съехалось много профессуры, ученых из разных стран. Всех их объединяли общие чувства – энтузиазм и патриотизм. Как-то все собрались за обедом в ресторане, мне было четыре года и я, вдруг, по памяти пропела целиком романс Рахманинова, все были очень тронуты. Во втором классе заметили мои способности и поняли, что меня надо серьезно учить музыке. Хотя мои родители были учеными, но в нашем доме всегда царил культ музыки. В Ереване в то время не было серьезных педагогов, и мы решили попробовать сдать экзамены в московскую музыкальную школу. В Москве после первого прослушивания меня сразу же приняли в школу, так я с 10 лет и стала серьезно заниматься музыкой. - Какое событие в Вашей жизни было самым значительным? М.Г.: После 1937 года почти вся профессура в Армении была репрессирована. В тот год мы с мамой отдыхали в Подмосковье, когда пришла телеграмма от дедушки, что отца арестовали и нам нельзя возвращаться в Армению. Отцу предъявили совершенно вздорные обвинения, и почти семь лет он провел в лагерях. Все это оказало негативное влияние на мою дальнейшую судьбу.
В марте 1948 года умирает мой отец, а через две недели скончался профессор Игумнов, мой куратор и педагог. Мне надо было находить силы и выходить из глубокой депрессии. До окончания аспирантуры мне оставалось 5-6 месяцев, когда я прочла в газете, что Ленинградская филармония объявляет конкурс на вакантное место солиста. Я решила попробовать свои силы, подала документы и, к моему удивлению, прошла. Там уже не смотрели так строго на мою анкету, это были 50-е годы. Приехала в Ленинград. Он меня пленил своей архитектурой, набережными, мостами. Играла на большом подъеме и была принята первым номером. - Кто были Вашими учителями? М.Г.: Консерваторию я окончила под руководством профессора Мильштейна, который был ассистентом Константина Николаевича Игумнова. После окончания консерватории поступила в аспирантуру к Г.Г. Нейгаузу. К счастью, в Ленинграде меня окружали замечательные, талантливые, мыслящие музыканты. Наиболее значительное влияние на мое творчество оказал Владимир Владимирович Нильсен, который был моим консультантом. Он научил меня не только понимать но и чувствоватьмузыку. Нильсен был музыкантом, сочетающим в себе эмоциональное начало с рациональным. Он умел хорошо, детально все объяснить, но и одновременно вдохнуть жизнь в музыку. Потом встретила профессора Гнесинской Академии Иохелеса. Он пригласил меня на работу, и я сразу же согласилась. Так я вернулась в Москву через 8 лет. - Какое влияние оказала музыка на вашу личную жизнь? М.Г.: Я вышла замуж за Владимира Волькенштейна, драматурга, теоретика драматургии. Он был намного старше меня, был очень интересным человеком, это был такой творческий союз. Мы часто приглашали к себе молодежь, он читал свои пьесы, я музицировала, он дружил с Цветаевой, с Ахматовой. Когда я с ним познакомилась, их уже не было в живых. Он много рассказывал мне о них, о Станиславском, о постановках Мейерхольда, я очень любила все это слушать. Меня иногда спрашивали: «А как вы с ним живете?» Я всегда отвечала: «Весело!» Мы весело проводили время, так радостно было дарить друг другу часть своей души. Так хотелось о нем заботиться, оберегать его. Мы прожили вместе 13 лет, я очень трудно переживала его смерть. Но жизнь не стоит на месте, надо двигаться вперед, поэтому я продолжаю много работать. - Вы имеете в виду вашу работу в Российской Академии музыки имени Гнесиных?
Ни один этап в моей жизни не был простым, не считая раннего детства. Мой путь в искусстве был непрост, а порой и мучителен. У меня не было легких путей. Во времена моей молодости без лауреатства невозможно было пробиться к концертной деятельности. А чтобы стать лауреатом, надо было пройти не только десять профессиональных кордонов, но и самый главный - политический. И если мне удавалось пройти профессиональные кордоны, то по политическим мотивам карьера для меня была закрыта. - Нужна ли сегодня людям серьезная, классическая музыка? М.Г.: В людях, прежде всего, надо развивать духовность. У нас в стране на государственном уровне все внимание уделяется спорту. Спортсменов видим и слышим, а музыкантов никого не знаем, никто не освещает. Пока я могу, пока есть силы и здоровье, я буду служить прекрасному искусству, которое зовется музыкой. С этими словами она протянула мне пригласительный билет на свой сольный концерт фортепьянной музыки в концертном зале Российской Академии музыки имени Гнесиных. Я смотрела в ее глаза, полные жизни. В них отражалась чистота ее души и открытость миру, готовность отдавать, радовать окружающих и радоваться вместе с ними.
|
Посетители
Сегодня: | 6 |
На этой неделе: | 26 |
В этом месяце: | 22 |
Всего: | 25343 |
Сейчас на сайте
Сейчас 18 гостей онлайнЕсли Вы обнаружили на сайте орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Войти
Последние комментарии
-
Ольга Сергеевна Галецкая
conciliare cialis cost aaku purchase cheap cialis cialis generic shopping ... -
Наталья Черных
scambio cialis cheap online providedj cialis online prices cialis: https://cialis-otc.com/ ... -
Вспоминает Галина Давыдовна Кучеровская, дирижер-хоровик, выпускница школы 1944 года
I appreciate how this article explains the topic in a clear and interesting manner. -
Вспоминает Галина Давыдовна Кучеровская, дирижер-хоровик, выпускница школы 1944 года
Awesome blog! Do you have any tips for aspiring writers? I'm planning to start ... -
Cкончалась Елена Алексеевна Агажанова
I do accept as true with all of the ideas you have introduced to your post. They ...