Сайт выпускников музыкальной школы имени Игумнова

Главная -> Виртуальный музей школы -> История школы -> Вспоминает Галина Давыдовна Кучеровская, дирижер-хоровик, выпускница школы 1944 года
Вспоминает Галина Давыдовна Кучеровская, дирижер-хоровик, выпускница школы 1944 года PDF Печать E-mail
Автор: Татьяна Ку   
07.12.2009 01:06

В 1935-1941 Детская музыкальная школа № 2 Куйбышевского района г. Москвы находилась на ул. Покровка, дом 45. Это был двухэтажный дом. На первом этаже находилась школа, второй был жилой - коммуналка

Педагоги

Класс ф-но:

Канторович Евгения ?
Кливанская Анна Аркадьевна
Клюгина Мария Васильевна
Петрова Мария Николаевна
Хосроева Евгения Николаевна
Котова Евгения Константиновна (1943-1944)

 

Класс скрипки Мальберг Анатолий Романович
Музграмота Тихеева Лидия Владимировна (1935-1936)
Сольфеджио Тихеева Лидия Владимировна
Хор Тихеева Лидия Владимировна
Музлитература Оксер Самуил Борисович
Ритмика Бырченко Татьяна Васильевна (1935-1936 г., Покровка, д.43).


Фортепианный отдел
На фортепианном отделе чаще других выступали учащиеся педагогов Хосроевой Е.Н. и Кливанской А.А. Они играли не только на школьных концертах, но и на ежегодных отчетных в Малом зале консерватории (Нора Черномордик, Нина Юзефович – класс Хосроевой Е.Н.).
Все мы – и мелкота и более зрелые – любили тематические концерты. Они были разнообразными: отмечались даты композиторов. Обязательным условием было участие учеников всех педагогов отдела всех возрастов. Можно было выбирать произведение по собственному желанию и готовить его самостоятельно. Кроме солистов звучали ансамбли для четырех рук (на одном и двух роялях) и для восьми рук (М.И. Глинка «Марш Черномора» класс педагога Петровой М.Н.); «Времена года» П.И. Чайковского, 2-х и 3-х голосные инвенции И.С. Баха и многое другое.
Классов в школе, как правило, не хватало и занимались у педагогов дома. Хорошо было ученикам Хосроевой Е.Н. (Покровка, 29), Канторович Е. (Покровка, 38), Кливанской А.А. (М. Казенный пер.). А вот ученикам Петровой М.Н. приходилось добираться до Измайловского проспекта на трамвае № 28. На поездку времени уходило в два раза больше, чем на урок. Но зато зимой в деревянном доме трещала печка и музыка звучала совсем иначе, чем в классе.
Еще вспоминается и чтение с листа. Мы приходили за 15-20 минут и просматривали произведение глазами. Потом ноты отбирали и надо было сыграть по памяти и сразу двумя руками. Евгения Константиновна Котова собирала нас раз в неделю на часовые занятия, где мы, в том числе, и аккомпанировали, читая с листа.

Музлитература (занятия в зале)
Педагог Оксер Самуил Борисович. Учебников и пособий не было. Пианист-виртуоз, другого слова не подберешь. В отличие от современно программы он начинал с зарубежной классики: Рамо, Дакен, Куперен и далее Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен. Большинство произведений исполнял наизусть, даже симфонии в 2-х ручном переложении.
Не сразу поняли мы: как же все это запомнить, да еще и узнать. Постепенно осознали и полюбили. Большое внимание Самуил Борисович уделял форме произведения, что помогало и при разборе вещей по специальности. Все главные, побочные темы отлетали от зубов. Особой любовью пользовалось сонатное аллегро.
С теоретической частью было и проще, и сложнее. Не все и не всё успевали записывать на уроках. Вот тогда пригодился магазин на Неглинной.

Ритмика (1935-1936 учебный год, Покровка, д. 43)
Педагог Бырченко Татьяна Васильевна (автор книги).
Увлекательные занятия – нечто среднее между классическими балетными па и художественной гимнастикой с предметами. Все ходили с удовольствием, без прогулов.

Хор. Педагог Тихеева Лидия Владимировна.
Говорить о Лидии Владимировне можно бесконечно и только в превосходных тонах, с любовью и уважением. Не занимавшиеся у нее могут только завидовать нам, познавшим трепетность ее труда, вкладывавшей душу и сердце в исполнение каждого произведения.
С первых шагов, наряду с доступными детскими песнями советских и русских композиторов, включала в репертуар хоры из опер, постепенно усложняя: «Князь Игорь», «Садко», прибавились и западные композиторы: Моцарт, Брамс, Шуберт. От одноголосия к четырехголосию. Песни народов СССР.
Хор ежегодно выступал в Малом зале консерватории и Доме народного творчества, иногда с другими хорами под руководством Сергея Сергеевича Благообразова. В Малом зале мы чувствовали себя свободнее, а потому и любили его больше. Загоняли нас на балкон пока репетировали солисты. А, однажды… расшумелись так, что услышали замечание, донесшееся из прохода за балконом. Перегнувшись через барьер, увидели благодушно улыбавшегося Александра Федоровича Гедике. Мы дружно закричали: «Здравствуйте!» Он погрозил пальцем и усмехнулся в свои моржовые усы, проследовав дальше по коридору.
В школе был и небольшой оркестр, которым руководил А.Ф. Мальберг. На концертах в школе он давал возможность дирижировать Рудику и Леве.

Музграмота 1935-1936 учебный год. Педагог Тихеева Лидия Владимировна.

Из сухих черточек, кружочков, значков, загогулин появлялись музыкальные названия, ноты, ключи, лиги, ритмические рисунки, музыкальные загадки и вдруг знакомые любимые песенки, которые мы с удовольствием распевали.
Со следующего учебного года, т.е. со второго класса, музграмоту слили с

Сольфеджио. Педагог Тихеева Лидия Владимировна.

Очень строгая, но справедливая, с любимчиками, но не обижая никого. Для отличников и хорошистов организовывала праздничные утренники (май, ноябрь), с играми, конкурсами, самодеятельностью, чем подтягивала к учебе нерадивых.
На все оставшиеся годы и в училище, и в институте любимым учебником остался Драгомиров.

Из довоенных одноклассников вспоминаю: класс М.Н. Петровой – Гончарову Лелю, Веру Селецкую, Харлап Нину, Цыпина Гену (мы называли его Гедик), Ширяеву Женю, Шугай Оксану; и я Аскольдова Галя.
Класс Хосроевой Е.Н. – Черномордик Нору, Юзефович Нину
Класс Кливанской А.А. – Крыжанскую Таню.
А вот у каких педагогов учились остальные – не помню: Эра Амирханова, Вера Гаврилова, Галя Иванова, Нина Иванова, Галя Казакова, Володя Карпов, Тата Кошечкина, Женя Никишова, Лиля Спектор, Мила Федотова.

Скрипка. Педагог Мальберг Анатолий Романович
Ученики: Рудольф Баршай, поступил где-то в 1937-1938 уже опытным играющим. Отличался от остальных объемной фактурой, а потому звали мы его Рудик большой.
Лева Маркиз – резко отличался комплекцией. Они сразу составили отличный дуэт - гордость школы.
Ирочка Котельникова – очаровательная девочка с огромными голубыми бантами, часто игравшая с мальчиками на концертах. Это было замечательное трио.
Толя Кремер.

1943-1944 учебный год.

Открылась школа с небольшим контингентом педагогов и учащихся, благодаря усилиям Анатолия Романовича Мальберга, ставшего директором школы. Тяжелое время. Помещение толком не отапливалось.
Из педагогов в памяти только Клюгина Мария Васильевна (занималась у нее) и Котова Евгения Константиновна (впоследствии в Музыкально-педагогическом училище занималась у нее и у Оксера С.Б.).
Вернулся и Оксер С.Б., страшно похудевший, но такой же жизнерадостный, с тем же юмором, огоньком и бесконечной преданностью музыке.
За один учебный год мы закончили шестой и седьмой класс и получили свидетельство об окончании. (К сожалению, их отобрали при поступлении в училище). Учащиеся: Аскольдова (Кучеровская Г.Д.), Кренкель Людмила Эрнестовна (дочь полярника, у которой в доме по пластинкам учили музлитературу), Крыжанская (Глинская) Татьяна Сергеевна, долгое время работавшая товароведом в магазине «Ноты» на Неглинной, сестры Павлихины и еще несколько человек.

 

Добавить комментарий


Посетители

На этой неделе: 6
В этом месяце: 60
Всего: 24849

Сейчас на сайте

Сейчас 16 гостей онлайн

Если Вы обнаружили на сайте орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Войти



Последние комментарии

Сайт выпускников музыкальной школы имени Игумнова